Опубликовано: 18.11.2022

Дети и сети.

Как родителям обезопасить детей и подростков в сети «Интернет»

Интернет-пространство – неотъемлемая часть реальности детей и подростков. С развитием информационно-телекоммуникационных технологий виртуальный мир несовершеннолетними используется как средство для познания окружающего мира, который несёт в себе не только положительные возможности, но и представляет опасность, в том числе пагубно влияя на неокрепшую психику. Наряду с этим ежегодно растёт количество преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних с использованием средств связи и ресурсов сети интернет.

Одним из распространенных видов преступлений, совершаемых в отношении детей с использованием сети Интернет, являются преступления против половой неприкосновенности, когда взрослые лица вступают в переписку с детьми на сексуальные темы, сопровождаемые рассылкой изображений порнографического содержания, получение обманным путем от несовершеннолетних фотографий интимного характера.

Помимо преступлений против половой неприкосновенности не меньшую опасность для детей представляет распространение в сети интернет социально опасных игр и ресурсов, разделяющих идеи противоправного поведения.

В ходе мониторинга социальных сетей оперативными подразделениями министерства внутренних дел РС(Я) выявлены 14 несовершеннолетних, участников интернет-сообществ девиантной направленности, по которым проведены адресные проверки и профилактическая работа.

Основными причинами вступления в группы являются любопытство, поиск новых друзей в виртуальном мире. При этом подростки не подозревали, что группы пропагандируют девиантное поведение. Со всеми несовершеннолетними и их законными представителями проведены профилактические беседы, консультации с психологами, представителями органов образования и полиции. В целях предотвращения тяжких последствий родителям рекомендовано установить контент-фильтры на сотовые телефоны и персональные компьютеры, вручены официальные предостережения.

Смешанная реальность

Современные дети быстро адаптируются к переработке большого количества медиаматериала и комфортно чувствуют себя в постоянном информационном потоке. Однако сегодня интернет-каналы становятся инструментом трансляции идеологий различных движений и субкультур, в том числе идеи, которых противоречат социальным и правовым нормам, а дети и подростки активно используют социальные сети в качестве площадки для выражения своей идентичности. В связи с этим детям и подросткам важно не только успешно адаптироваться к реальной жизни, но и иметь знания о безопасном пребывании в сети. Необходимо понимать что, не обладая навыками грамотной киберсоциализации, ребенок легко становится жертвой кибермошенников, уязвим перед угрозами кибербуллинга и активно поддаётся влиянию со стороны информационных манипуляций: от распространения фейковых новостей до потенциального риска вовлечения в деструктивные интернет — сообщества.

Дети «группы риска»

Дети и подростки «группы риска» вовлеченные в деструктивные сообщества имеют трудности в социальной адаптации, проблемы с самооценкой, плохо справляются с жизненными проблемами и стрессом. Такие дети легко вовлекаются в преступную деятельность, поддаются манипуляциям деструктивных движений, в том числе через романтизацию асоциальных и противоправных практик и обесценивание жизни, а также за счёт переноса проблем из своей реальной жизни в виртуальное пространство.

При этом трансформация личности ребёнка, его мировоззренческих установок – это процесс продолжительный по времени и зачастую отслеживаемый: существует система маркеров определения детей «группы риска» – это эмоциональные реакции, внешний вид, особенности поведения и использование в речи слов, отражающих специфику деструктивного сообщества.

На какие сигналы нужно обратить внимание?

  • Изменение поведения ребенка: был активным/весёлым – стал замкнутым, потерянным.
  • Изменение внешнего вида: резкая перемена внешнего вида, в том числе появление одежды с провокационными надписями и символикой различных субкультур.
  • Изменение интересов ребенка: вопросы/разговоры о религии, смысле жизни, социальной несправедливости.
  • Рискованное поведение: фотосессии на карнизе крыш, увлечение руфингом, зацепингом, а также трансляция данных практик в интернете («стримы») и другие.
  • Негативные высказывания: желание умереть, навсегда уехать, исчезнуть и др.
  • Сокрытие виртуальной жизни (удаление родителей из друзей, наличие пароля на телефоне и компьютере и др.).
  • Публикация/репостинг цитат, статусов, изображений деструктивных сообществ, использование специфических «хештегов».
  • Изменение аккаунта ребенка: смена имени и фамилии, аватарки, адреса аккаунта и др.

 

Контент вашего ребенка

Что же делать родителям, если ребенок публикует деструктивный контент на своей странице в социальных сетях? Изучите данный контент, обратите внимание на поведение ребенка в обыденной жизни. В процессе беседы узнайте у ребенка, что для него значат эти публикации, но не пытайтесь принуждать к их удалению. При этом не стоит забывать, что запрет на пользование социальными сетями не является решением проблемы.

Бывает такое, когда ребёнок закрывает доступ родителям к своим социальным сетям. В этом случае лучше не пытаться взломать социальные сети ребенка, отбирать у него телефон, угрожать отключить интернет. Лучше попытаться наладить контакт и установить доверительные отношения. Заведите правило открыто обсуждать проблемы, которые вас беспокоят. Расскажите ребёнку, что интерес к его виртуальной жизни – это выражение родительского внимания и способ защиты ребёнка от киберугроз. При согласии ребенка – попросите его добавить вас в друзья в социальных сетях.

Уважаемые законные представители! Ваши дети пользуются Интернетом, и вы знаете, насколько важно защитить их от неподобающего содержимого и нежелательных контактов. Вы всегда должны быть готовы помочь своим детям избежать опасных ситуаций.

Контакты служб помощи поддержки:

  • Всероссийский детский телефон доверия (бесплатно, круглосуточно): 8-800-2000-122
  • Куда сообщить об опасном контенте? ОМВД России по Ленскому району 02 (102, 112).